Борьба с дезинформацией в медиапространстве Казахстана (на примере материалов «Factcheck.kz» и «Stopfake.kz»)
Просмотры: 244 / Загрузок PDF: 169
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7174-2023-143-2-47-55Ключевые слова:
фейковые новости, «Factcheck.kz», «StopFake.kz», фактчекинг, социальные медиа, пропаганда, манипуляцияАннотация
В статье дается обзор концепций и определений ложной информации (fake news) в информационном контенте современных электронных масс-медиа, а также результатов медийных исследований. Фейк-ньюс рассматриваются как одна из угроз, возникших в условиях расширения масштабов и скорости распространения информации в глобальном информационном пространстве. Дана оценка эффективности и действенности опыта борьбы с дезинформацией в медиапространстве Казахстана с опорой на медийную антифейковую практику сайтов «Factcheck.kz» и «Stopfake.kz». Излагаются методы и приемы борьбы с дезинформацией, которая за последнее десятилетие стала одним из инструментов информационной войны.
Практика сайтов «Factcheck.kz» и «Stopfake.kz» подтверждает необходимость превращения процедур фактчекинга и верификации информации в неотъемлемую часть современного редакционного процесса и создания в каждом СМИ собственных фактчекинговых подразделении.
В контексте развития отечественного журналистского образования в условиях роста количества фейковых новостей и относительного отставания журналистского образования от требований, выдвигаемых рынком средств массовой информации подчеркивается необходимость культивирования у журналистов навыков и компетенции, связанных с развитием «фактчекингового сознания» и повышения уровня качества и надежности новостного информационного материала, предоставляемого современными масс-медиа. В период информационных войн, феномена «постправды», развития социальных сетей в качестве источников информации одной из первостепенных потребностей СМИ становится подготовка журналистов, умеющих профессионально осуществлять работу в области фактчекинга и верификации данных.