Проблемы ответственности журналистов в информационном обществе на основе учения Ходжа Ахмета Ясави
Просмотры: 87 / Загрузок PDF: 31
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7174-2025-152-3-139-154Ключевые слова:
цифровая этика, духовная целостность, журналистика, информационное общество, Ясави, ответственность СМИАннотация
В статье рассматривается проблема журналистской этики и духовной целостности в цифровом информационном пространстве. Стремительное развитие новых медиа трансформировало духовные и нравственные ценности. С этой точки зрения анализируется содержание цифровой этики и ее связь с духовной целостностью. Концепция достижения совершенства в учении Ходжи Ахмеда Ясави представлена как актуальная модель ответственности и моральной ориентации в сегодняшней медиадеятельности. Задача журналистики сегодня — одновременно сохранять информационную честность и духовную целостность. В данной статье рассматриваются новые подходы к журналистской практике, сочетающие цифровую этику и духовную целостность на основе суфийских учений. Журналистика XXI века выступает не только как средство распространения информации, но и как сила распространения ценностей. В информационном обществе СМИ являются непосредственным формирователем общественного сознания и духовного климата. Однако наряду с возможностями цифрового пространства существует и опасность того, что оно усугубит духовно-нравственные потрясения. В казахской духовности главным принципом считается гармония между человеком и обществом. Эта концепция также широко распространена в суфийских учениях. Идея стремления к внутреннему совершенству человека в наследии Ходжи Ахмеда Ясави играет важную роль в формировании личности современного журналиста. В медиапространстве заметно доминирование инфотейнментного (информационно-развлекательного) контента. Он хотя и привлекает внимание потребителя, но отвлекает от духовного содержания и разрушает личностную целостность. Манипулятивный контент, язык вражды, фейковые новости в социальных сетях влияют не только на общественное мнение, но и на мировоззрение отдельного человека. Чтобы выйти из этой ситуации, этическая ответственность СМИ должна возрасти. Принципы Ясави о чистоте намерений, ответственности за поступки и благоразумии соответствуют требованиям сегодняшней цифровой этики. В статье также представлены способы формирования духовного содержания в отечественных СМИ и этические аспекты журналистской практики.
