Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия ЖУРНАЛИСТИКА

Влияние социальных сетей на общественное сознание


Просмотры: 15 / Загрузок PDF: 63

Авторы

  • Гулмира Аширбекова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Акмарал Берекетова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Айбарша Жаксылык Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

социальные сети, общественное сознание, эмоции, социология, общество, фактчек, манипуляция, пропаганда, фейк

Аннотация

Сегодня социальные сети играют не только роль площадки для обмена информацией, но и служат форумом общественной дискуссии. Примеров этого можно найти множество. Например, «Дело экс-министра» в Казахстане стимулировало различные акции протеста против насилия, а также способствовало введению понятий «харассмент» и «сталкинг» в законодательство. Однако также вызывает тревогу безопасность детей в социальных сетях. Для решения этой проблемы 23 февраля 2024 года глава государства подписал Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в области образования, наставничества и безопасности детей. Также в законе, который вводится в действие со 2 марта 2024 года «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», утверждено требование в отношении инфлюенсера, блогера и всех пользователей, публикующих платные материалы. Причиной принятия данного закона является широкое распространение различных видов мошеннических действий. Даже 5-летнее тюремное заключение известных блоггеров за рекламу финансовой пирамиды, вероятно, говорит о том, насколько серьезна проблема.

Известно, что обсуждение политических событий и новостей широко распространяется в социальных сетях. Особенно часто манипуляции применяются во время предвыборной агитации, что негативно сказывается на способности граждан принимать информированные решения во время выборов.

Facebook, Instagram, TikTok, X (Twitter), Telegram, Whatsapp - все они стали не только средствами передачи информации, но и каналами ее получения. Фейковая информация, распространяемая во время «Арабской весны», протестов в Гонконге, борьбы с расизмом и президентских выборов в США, до сих пор оказывает влияние на мировую политику, подчеркивая роль социальных сетей в формировании общественного сознания. Даже после информационного вакуума, вызванного

«Январскими событиями» в Казахстане, политические настроения общества можно оценить по постам и комментариям в социальных сетях. Воздействие социальных сетей на политическое сознание остается значимым. В данной статье приводятся результаты исследований, связанных с этими вопросами.

Загрузки

Опубликован

2024-09-22

Как цитировать

Аширбекова, Г., Берекетова, А., & Жаксылык, А. (2024). Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия ЖУРНАЛИСТИКА: Влияние социальных сетей на общественное сознание. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Журналистика, 147(2), 8–24. извлечено от https://buljourn.enu.kz/index.php/main/article/view/494