Мониторинг материалов СМИ Казахстана, посвященных победе во второй мировой войне
Просмотры: 73 / Загрузок PDF: 29
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7174-2025-152-3-155-168Ключевые слова:
юбилей Победы, Великая Отечественная война, коллективная память, национальная идея Казахстана, специальные рубрикиАннотация
Статья посвящена анализу медиапрактик формирования коллективной исторической памяти о Великой Отечественной войне в современных казахстанских медиа. На основе изучения специальных разделов, рубрик и проектов, приуроченных к юбилею Победы, в четырех крупных медиаресурсах выявлены механизмы формирования и поддержания коллективной памяти. Исследованиепроизводилось по методологии количественногои качественного контент- анализа в рамках мониторинга материалов спецразделов. Особое внимание было уделено отличительным и оригинальным характеристикам типологии материалов (новости, интервью, документальные мини-фильмы), форматам подачи, доминирующим акцентам в разных медиа. Анализ выявил ключевые сходства и различия медиастратегий, главные мотивы в линейке материалов и ограничения в создании и подаче контента. Среди наиболее четко отслеженных соответствий выделяется особое внимание к информационной работе с ветеранами, которая представлена во всех рассмотренных медиа с наиболее ранних периодов работы по теме. При этом прослеживаются различия в редакционной политике: от преимущественно символически-просветительских направлений до презентации актуальных поисково-исследовательских работ. Работа демонстрирует, как современные медиа воспроизводят, дублируют и создают новый контент, направленный на осмысление и освещение исторического наследия Казахстана в качестве агентов формирования коллективной памяти. Полученные результаты позволили произвести два блока рекомендаций по технологической актуализации процессов контент-мейкинга и вовлечению принципиально новых аудиторий.
