Лингвокогнитивный потенциал публицистического дискурса
Просмотры: 64 / Загрузок PDF: 78
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7174-2021-135-2-83-92Ключевые слова:
дискурс, когнитивный, коммуникация, публицистика, средства массовой информацииАннотация
В статье рассматриваются отдельные аспекты феномена публицистического дискурса.
Принимая во внимание мировой опыт учёных, а также исходя из практического анализа казахстанских
средств массовой информации, авторы выделяют коммуникативные и когнитивные составляющие в
речемыслительном процессе. Отмечено, что дискурсивная деятельность обеспечивает реализацию целого ряда когнитивно-аксиологических возможностей и способностей адресанта; показаны динамические
процессы, происходящие в языке и стиле современной публицистики.
Концептуальной основой исследования является понимание дискурса как явления, формирующегося под влиянием языковых, когнитивных, идеологических, социокультурных факторов вразных областях
жизнедеятельности человека: политике, социологии, психологии, лингвистике, публицистике и др.
Выбор темы обусловлен важностью проблемы в динамично развивающемся мире. Авторы обосновывают актуальность проблематики, на примерах доказывая, что информация и знания продолжают
оставаться основной ценностью в современном обществе, где важна не только высокая степень когнитивно-коммуникативной насыщенности материала, но и проблема его понимания адресатом.
В работе показан механизм взаимодействия между когнитивным и аксиологическим компонентами
и способами коммуникации в речемыслительном процессе на примере казахстанского публицистического дискурса. Познавательно-воздействующая информация приобретает значимость и перспективность особенно в условиях многоязычия, поликультурности, полиментальности населения Республики
Казахстан.
Проанализированы идеологемы казахстанской «качественной прессы», выявлены лингвистические
средства, используемые для акцентирования доминант. Представленный материал позволил авторам
показать особенности процесса функционирования языка СМИ, как средства отражения мыслительных
процессов, и определить коммуникативные перспективы.