Трансформация нарратива об афганской войне в советской и постсоветской экранной документалистике (1980-2021 гг.)
Просмотры: 79 / Загрузок PDF: 97
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7174-2023-145-4-73-82Ключевые слова:
документальный фильм, нарратив, поколение, война, герой, выразительные средстваАннотация
В статье анализируется экранное отображение нарративов участников Афганской войны в документальных фильмах от периода «перестройки» до начала 20-х гг. XXI века. В ходе исследования выявлены отличия средств художественной выразительности и применяемых документалистами нарративных стратегий, а также определены два существовавших во второй половине 80-х гг. типа нарративов об Афганской войне: официальный, соответствующий «большому нарративу» государства, и альтернативный, основанный на персональных нарративах непосредственных участников боевых действий и их близких. На основе выводов, полученных путем сравнительного анализа фильмов, выдвигается гипотеза о формировании «поколенческого» нарратива «афганцев», обосновываются факторы его трансформации в контексте времени.